Ситуация, когда вы только начинаете свой путь, или когда вам кажется, что вы уже словили «выгорание» случается у каждого творческого человека. Тогда вы начинаете нарезать круги по комнате, биться головой о стену, заходить в Pinterest, выходить оттуда, потому что ничего не нравится и начинаете новый круг по комнате. Или откладываете на потом, с отмазкой, что сегодня нет «вдохновения». Некоторые же пытаются найти «волшебную таблетку» у именитых фотографов.
Я когда-то делал так же и много раз получал в лицо совет: «Успех съемки заключается в том, насколько хорошо вы подготовитесь. Хорошая импровизация — это подготовленная импровизация». Для многих такой подход действительно работает. Но я воспринимаю это скорее как ограничение.
Мне не нравится придумывать съемку заранее ОТ и ДО, потому что мне очень нравится искать в процессе. От этого я получаю удовольствие в фотографии. Я никогда заранее не смогу придумать того, что я могу случайно найти в процессе. Эмоции даже от одного такого найденного кадра перекрывают все ожидания от фотосессии.
Но тем не менее я люблю, когда у меня есть какой-то кусочек пазла, на базе которого я уже и буду экспериментировать. Это может быть и тот самый референс и какая-то деталь, одежда, атрибут. Часто такой точкой становится место: именно поэтому важно серьезно подойти к выбору локации. Порой даже внешность героя может задать вектор будущей съемки.
Не выстраивайте ожидания от съемки, так как ожидания всегда граничат с разочарованием. Чем сильнее я впиваюсь в какую-то идею того, как это должно выглядеть, тем больше шансов, что я упаду духом, если оно таковым не получится. А оно чаще всего получается каким-то другим. И если у меня нет ожиданий, то нет разочарований и я могу отнестись к любому результату нормально: просто получилось «по-другому», а не плохо/не так как задумала/ не так, как хотелось. Это в значительной степени снижает давление внутреннего критика. Ведь для того, чтобы захотеть пойти на следующую съемку, нужно, чтобы предыдущая не оставила вас в состоянии «я ничего не стою» или «у меня никогда не получается так, как нужно». Так что единственное ожидание, которое у меня есть от съемки, это искренний интерес, а что же в итоге выйдет? Каким оно будет? Но никак не то, что оно должно быть каким-то.
Идеей или импульсом может стать что угодно. Я верю, что идеи вокруг нас, просто нужно быть способными их заметить. Важно не закрываться от впечатлений, событий, людей, эмоций, всего, что вы видите. Для всего этого очень важно быть наблюдателем, а наблюдать можно только тогда, когда вы в здесь и сейчас. Мы же очень часто проваливаемся в какие-то размышления то о прошлом, то о будущем, о котором ничего не знаем. Ну и, конечно, не забывайте о собственном наполнении: чтобы что-то отдать миру, нужно что-то в себя посадить. В мире невероятное количество источников вдохновения, которые способны наполнить нас: книги, музыка, фильмы, живопись, фотография, да и любое искусство, природа, люди, архитектура. Словом, сама жизнь.
О поиске идей пишет Линч в книге «Поймать большую рыбу». Советую.